Возрастающая конкурентоспособность на международном рынке авиационных услуг и возрастающее экономическое давление со стороны мирового рынка диктуют сегодня в авиационной отрасли иметь сертифицированную систему менеджмента качества (СМК). Мировые стандарты управления качеством становятся обязательным условием работы авиационных предприятий.
Наиболее признанными в мире сегодня являются системы управления, получившие свое воплощение в международных стандартах ISO серии 9000. Достоинством этих стандартов является то, что они дают возможность построить на их базе такую систему управления предприятием, которая обеспечивает удовлетворенность потребителя и всех других заинтересованных сторон – владельцев, акционеров, сотрудников, поставщиков и общества в целом. И как показывает мировой опыт, наличие правильно разработанной и внедренной СМК непременно приводит к повышению конкурентоспособности и экономической состоятельности предприятия.
Построение эффективной СМК – процедура ответственная, и является сложным, длительным по времени, затратным и трудоемким процессом.
Первое с чего нужно начать – это реально осознать необходимость создания такой системы на предприятии. Очень важно, чтобы идеей постоянного улучшения прониклись высшие руководители, руководители среднего звена, специалисты и персонал в целом. Как правило, существующие в организации консерватизм и недостаточная компетентность персонала в вопросах СМК, сдерживают её разработку и внедрение. Основные трудности вызываются формальным отношением к процедурам и требованиям СМК, сюда относятся:
- игнорирование;
- представление, что все будет работать само собой, что СМК – это какая-то надстройка, приложение, дополнение (на самом деле качество определяется и создается на всех этапах жизненного цикла);
- представление, что наличие документации, определение процессов и процедур и есть СМК (создание необходимой документации и определение порядка действий – только начальные условия, но требуют много времени);
- оторванность СМК от управленческого планирования и финансов;
- слабое вовлечение и обучение персонала.
В связи с этим авиационному персоналу необходим базис знаний, включающий основы нового менеджмента, новых взглядов на рынок, конкуренцию, на сотрудничество, на взаимоотношения всех заинтересованных сторон. Обучение персонала стандартам ISO серии 9000 является основополагающим фактором успешной работы.
В организации должен выработаться новый метод управленческой деятельности – управление системой взаимосвязанных процессов. Важным аспектом такого управления является роль взаимосвязей между людьми, подразделениями в рамках предприятия, с поставщиками, потребителями. Должны быть поставлены правильные, четкие цели, которые разъясняются всему персоналу, и для каждого сотрудника они должны стать эталоном оценки своих действий.
Очень интересный и правильный тезис есть у фирмы «Мерседес» - «Качество должно быть в голове». В отношении качества на предприятии должна везде присутствовать новая философия: отклонений, дефектов не должно быть в принципе. Причиной всех ошибок всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо определить правильную последовательность действий, описать (формализовать) их, разработать инструкции по выполнению и контролю правильных действий. Иными словами, управление качеством должно быть построено так, чтобы отклонения от заданных требований предупреждались, а не исправлялись после того, как они были обнаружены. За качество должен отвечать каждый на своем месте, все подразделения должны содействовать повышению качества услуг в процессе труда и продукции: постоянно повышать квалификацию работников, совершенствовать оборудование, технологии и т.д.
Эффективная СМК является основой безопасности, регулярности и экономичности полетов, которые всегда были и остаются в настоящее время тремя основными задачами авиационной отрасли.
В ГП «Кыргызаэронавигация» было принято решение разрабатывать, внедрять и сертифицировать СМК не сразу на всём предприятии, а постепенно, сначала по одному направлению деятельности, затем другому и так далее.
Приступая к разработке СМК, хотелось создать реальную и действенную систему, которая принесла бы практическую пользу деятельности предприятия, которая помогала бы сотрудникам в их основной работе. Разработка и внедрение СМК было начато с деятельности по предоставлению метеорологического обслуживания гражданской авиации. В апреле 2014 г. ГП «Кыргызаэронавигация» успешно прошло сертификацию, и уже в мае был получен сертификат соответствия СМК по предоставлению метеорологического обслуживания международной аэронавигации требованиям стандарта ISO 9001:2008.
Среди ближайших планов предприятия – это разработка, внедрение и сертификация службы аэронавигационной информации (САИ).
Деятельность по созданию и развитию СМК следует рассматривать как удачную инвестицию в будущее предприятия.
Инспектор по качеству
отдела по управлению безопасностью полетов и качеством
И.А. Павлова